Тетрис
А вы знаете, что одна из самых известных компьютерных игр - тэтрис была изобретёна в СССР Алексеем Пажитновым 6 июня 1984 года на компьютере Электроника-60. Идею «Тетриса» ему подсказала популярная в то время игра в пентамино, которая заключалась в составлении в одно целое головоломки из различных пятиконечных фигурок. Работая в ВЦ Академии наук СССР, Пажитнов занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи, а для обкатки идей применял головоломки, в том числе и классическое пентамино. Пажитнов пытался автоматизировать укладку пентамино в заданные фигурки. Однако вычислительных мощностей тогдашнего оборудования для вращения пентамино не хватало, приходилось отлаживать на тетрамино, что и определило название игры. В тех опытах и родилась основная идея «Тетриса» — чтобы фигурки падали, а заполненные ряды исчезали. Школьник Вадим Герасимов портировал игру на IBM и через несколько недель вся компьютерная Москва уже знала, что такое «Тетрис». Игра быстро распространилась за пределы СССР. Несколько месяцев спустя про игру узнал импортер программного обеспечения из Венгрии — Роберт Штейн. Штейн поехал в Москву, где он встретился с Алексеем Пажитновым, и, по словам самого бизнесмена, договорился о лицензии на выпуск игры. Однако Пажитнов денег не взял, поскольку по советскому законодательству права на тэтрис принадлежали государству. Через некоторое время Штейн предоставляет компании Mirrorsoft и ее американской дочерней фирме Spectrum Holobyte права на все вариации «Тетриса», за исключением консольных и версий для карманных устройств. Лишь несколько месяцев спустя Штейн появляется в Москве и пытается вступить в переговоры по поводу приобретения им прав на «Тетрис» — безрезультатно. Как позже напишут западные источники, русские компенсировали недостаток знаний в области авторского права своим невероятным упрямством. Тем временем Spectrum Holobyte и Mirrorsoft выпускают собственный вариант «Тетриса», добавив к игре качественные по меркам того времени графику и звук, а также «русский колорит» — в фоновых заставках программы появляются Юрий Гагарин, Матиас Руст, незадолго до этого совершивший посадку своего спортивного самолета на Красной площади, и другие подобающие случаю персонажи. План Штейна по установлению контроля над «Тетрисом», минуя все, что связано с СССР, почти удался. Но в дело неожиданно вмешивается телекомпания CBS — в ее эфире появляется интервью с Алексеем Пажитновым, который представлен зрителям как разработчик игры. К переговорам со Штейном подключается внешнеторговое объединение «Электроноргтехника», созданное при Министерстве внешней торговли. Руководители «Электроноргтехники» быстро понимают, что Штейн, фактически не имея никаких прав на «Тетрис», вовсю ими распоряжается. Самой «Электроноргтехнике» права формально тоже не принадлежат. Она оперирует ими от лица государства — в СССР только начинают зарождаться новые экономические отношения. К маю 1988 г., когда «Тетрис» уже прочно держится в списке бестселлеров компьютерных игр в США и Великобритании, Штейну наконец удается заполучить от советской стороны права на компьютерные версии игры, но не на ее вариации для игровых приставок и карманных компьютеров. Удача улыбается ему, и Штейн торопится обеими руками схватить ее за хвост. Англичанин пытается уговорить руководство «Электроноргтехники» передать ему права и на консольные версии «Тетриса». Штейн хочет слишком много и сразу, но в вопросах финансовых выплат он совсем не торопится, что не может не вызывать досаду у партнеров с советской стороны. Пока Штейн тратит попусту время на уговоры руководителей «Электроноргтехники», Spectrum Holobyte и Mirrorsoft на условиях сублицензирования продают права на разработку консольных версий «Тетриса» соответственно фирмам Bullet-Proof Software и Atari Games. При этом первая получает возможность разрабатывать программы только для систем, продающихся на японском рынке. Условия второй гораздо выгоднее — ее «зона ответственности» включает Японию и США. Со временем число клонов Тэтриса растет и в 1989, 6 разных компаний заявили о правах создавать и распространять тетрис для домашних компьютеров, приставок и наладонников. "Электроэнерготехника", которой формально принадлежали права на игру, тем временем продолжал утверждать, что ни одна из них не имеет на это права, кроме компании Nintendo с которой заключен был контракт. Tengen (приставочное подразделение Atari Games), невзирая ни на что, выпустило свою версию тетриса под названием TETЯIS, игнорируя лицензию Nintendo. Судебные разбирательства между Tengen и Nintendo из-за этого длились до 1993 года. Nintendo выпустили свою версию тетриса для NES и Game Boy и продали более 3 миллионов копий. Некоторые игроки сочли NES-версию более отстойной, потому что в ней не было одновременной игры 2-х игроков, как в версии от Tengen. Но версия для Game Boy стала одной из самых известных версий тетриса. Sega тоже выпустила тетрис для Mega Drive, но последующий судебный процесс быстро отозвал игру. За время существования игры, в более 50 странах было продано свыше 125 миллионов Тетриса. Сам Пажитнов получил очень мало от сделки, хотя Nintendo сильно подзаработала на игре. В 1996-м, когда истекли русские ограничения прав, он вместе с Владимиром Пахилко и Хенком Роджерсом организует The Tetris Company и Blue Planet Software, чтобы получить права на брэнд "Тетрис". Они достигли успеха на приставках, но не на PC. The Tetris Company (TTC) сумела защитить регистрацию торговой марки "Тетрис" в нескольких странах и лицензировали брэнд нескольким конторам, но суды ничего не решили насчет легальности игр с тетрамино, которые выпускались не под названием "Тетрис". В октябре 1996 г. Пажитнов присоединился к команде разработчиков Microsoft, создающей новые компьютерные головоломки. В сентябре 1999 г. Microsoft выпустила серию головоломок Pandora’s Box, особо подчеркнув, что во главе этого проекта стоял «прославленный разработчик «Тетриса» Алексей Пажитнов»…
Раздел: Головоломки Теги:
Опубликовано Гость в Пт, 05/23/2014 - 19:13
- 2093 просмотра