Меня тут девочки попросили детишкам чего-нибудь интересного рассказать. А у меня мыслей, одна брага с кислей. Шёл к ним на полной импровизации. И хвала хранителю, мне на глаза попался один роман уважаемого Валентина Пикуля. Называется он "Реквием Каравану PQ-17".
Хорошая тема, кстати, и вовремя подвернулась. Увлекался в подростковом возрасте. И тут пошёл как на автопилоте.
Да, можно во многом обвинять наших союзников во второй мировой войне. Англичане до последнего выжидали, когда Гитлер уничтожит СССР, чтобы потом уничтожить самого Гитлера.
Не срослось. И второй фронт был открыт уже когда стало ясно, что Гитлер войну проиграл. В 1944-ом. Кстати, союзники пытались ещё Берлин первыми взять. Опять не срослось.
О французах молчу. До сих пор все удивляются, как французы вообще победителями оказались. Хотя эскадрилья "Нормандия-Неман" это легенда. Как и французское сопротивление и "Красная капелла".
Американцы, как известно больше волновались о Тихом Океане и Японии.
Но вот чего никак не сбросить со счетов это Арктические конвои.
Долгое время наша официальная история пыталась принизить их значение. Но как говаривал наш преподаватель по истории в институте: "Вспомните хоть один фильм или повесть о последних годах войны, где не упоминаются Виллисы или Студебеккеры. Они были на всех фронтах. Как и американская тушёнка и меланж. А теперь подумайте как инженеры. Наша промышленность выдавала танки как картошку. А броню легировать нужно. И не верьте, что мы сами себя необходимым сырьём на сто процентов обеспечивали. Таких мощностей просто не было. И поговорите с пока ещё живыми ветеранами. Многие из них на английских и американских танках воевали, и на их же самолётах летали".
Но речь не об этом. Просто у нас в посёлке жил один ветеран, ещё достаточно молодой, надеюсь до сих пор живой. Он подростком юнгой служил на Северном Флоте. Во время войны. И как то ему один хлопчик что-то сказал за американцев. Тот на него посмотрел как на... ну понятно как.
- А ты их в деле видел? Я с ними в полярные конвои ходил и не рассказывай мне про то, что они трусливые.
Да. Для английских и американских моряков, как и для наших, иногда участие в Арктических Конвоях были билетом в один конец. Особенно для экипажей танкеров. Возили к нам стооктановый авиационный бензин. Попадание торпеды или бомбы по танкеру вызывало жуткий пожар, при том что танкеры, из за конструктивных особенностей либо тонут сразу (переламываясь), либо ещё долго держатся на плаву. При этом горя. И при этом английское адмиралтейство запретило спасать людей с погибающих судов.
Полярные ночи. Температура значительно ниже нуля, попавший в воду замерзал в течение десяти-пятнадцати минут. Практически постоянные штормы. "Волчьи стаи" целых эскадр немецких подводных лодок. Базирующиеся в Норвегии торпедоносцы и бомбардировщики. Тяжёлые крейсера с отличным для того времени радарным наведением.
Так что не нужно говорить, что арктические конвои это так. Лёгкая прогулка на отвяжись СССР мы тебе помогаем как можем.
Вот об этом я и рассказал детишкам. Вроде слушали с интересом. Я им показал и маршруты караванов на карте, и где базировались немецкие самолёты, и место где нашей К-21 под командованием Лунина был торпедирован немецкий флагман линкор "Тирпиц" (хотя англичане этот факт упорно отказываются признавать, но тут у них английская гордость взыграла, их адмиралтейство тогда труса сыграло).
Но что самое интересное. У меня сокурсник сейчас в США живёт. Вот там у него по соседству один дедушка есть. Так тот узнал, что мой сокурсник русский и выдал гениальную фразу:
- Оу. Мурманск, водка, давай-давай.
Оказалось что дедушка четыре раза ходил в Арктические конвои, причём первый раз именно в гиблом караване PQ-17. Если кто не в курсе, это наверное самая большая трагедия торгового флота во время второй мировой войны, караван был практически полностью уничтожен. Если не ошибаюсь из 35 судов до портов дошли всего семь.
Вот на таких людей нужно ориентироваться, с такими иметь дело. Буши и Обамы приходят и уходят, а историю не перепишешь, как бы этого кому не хотелось.
Если кого-то заинтересовала тема, то вот две повести. Одну я уже называл.
Валентин Пикуль "Реквием Каравану PQ-17"
Достаточно интересная, ну это же Пикуль, приведено много документов, прекрасно прописаны как реальные персонажи (тот же Лунин) так и собирательные образы (Ральф Зеггерс, командир немецкой субмарины и экипаж советского сторожевика). Ну ещё американец. Кстати, когда мне сокурсник про американского деда рассказывал, я сразу эту повесть вспомнил, очень похож.
Другая повесть лично мне нравится даже больше. Автор англичанин. Алистер Маклин. Первоначально повесть называлась "Крейсер его Величества "Улисс". На русский язык её перевели как "Полярный конвой". Есть ещё американский вариант "Крейсер Улисс". Ну какой попадётся не знаю, но бешено рекомендую. Книга очень хорошая, хорошо прописанные персонажи и главное весь ужас арктических конвоев без героизма и шапкозадирательства.
- 4464 просмотра