Сталкер
Большие площади отчужденных территорий, которые около четверти века находятся в изоляции от вездесущей и деструктивной человеческой деятельности, превратились в уникальный и во многом притягательный мир.
Чернобыльская зона отчуждения постепенно превращается в один из интереснейших природных комплексов Украины и постепенно становится заметным туристическим объектом в нашей стране. Общественный интерес к отчужденным территориям усиливается обилием качественных ресурсов о городе Чернобыль в Интернете и выходом ряда успешных компьютерных игр с хорошо визуализированной сюжетной линией, где гармонично объединен мир вымышленный и мир реальной зоны. Повышению интереса к реальной зоне отчуждения ЧАЭС способствует и серия книг «S.T.A.L.K.E.R» выпущеная издательством ЭКСМО. Также формированию интереса у рядового обывателя к чернобыльской зоне способствует и существенное смягчение контрольно-пропускного режима.
Вместе с тем, рост чернобыльской тематики в окружающем нас информационном пространстве и переходом его в категорию маскульта, увеличивается интерес к зоне отчуждения у людей, уставших от опостылевшей обыденности и жаждущих временного уединения. Некоторые, имея бивуачный опыт, находят утешение в проникновении на территорию Чернобыльской зоны. Еще одной из причин роста сталкеров в чернобыльской зоне отчуждения, является желание молодых людей почувствовать себя «настоящим сталкером» – побегать по зоне не на экране компьютера, а вживую.
Именно вал отчетов о проникновении в чернобыльскую зону отчуждения, которым стал насыщаться последнее время Интернет, обратил внимание на такое явление, как сталкеры.
Стало любопытно проанализировать, как уже опубликованные в Интернете отчеты, так и пообщаться (при возможности) непосредственно с авторами опубликованных материалов. В большинстве, мои обращения к авторам отчетов о проникновениях в зону отчуждения были проигнорированы, но несколько человек все же согласилось немного расширить знания о жизни сталкеров.
Главный Чернобыльский сталкер
Значительной популяризации темы чернобыльской зоны способстует и современная литература. Одно из издательств успешно продает целую серию фантастических рассказов под названием S.T.A.L.K.E.R. Во многом, описанное в книгах о сталкерах, подобно к реалиям Чернобыльской зоны отчуждения.
Удивительно, но фраза вынесенная в эпиграф текста, была высказана полковником милиции, человеком занимавшимся много лет охраной Чернобыльской зоны отчуждения – Александром Наумовым. Сей бывший чернобыльский работник, которого журналисты часто называют «сталкером», является частым объектом журналистских материалов о чернобыльской зоне. Наумов имеет свой, во многом уникальный, взгляд на форму посещения зоны.
Собственно ради этой фразы стоило упомянуть об этом человеке, хотя, кто не поленится и «поцедит» Интернет, найдет много интересного об этом человеке и его отношению к туристической и другой деятельности в зоне отчуждения.
Несмотря на то, что бывший сотрудник МВД и не приветствует, когда его отождествляют с понятием «сталкер» – газета «Вестник Сталкера» с многозначительным слоганом «Твой проводник в зоне» (созданный поклонниками одноименной игры), содержит авторский материал А. «Полковника» Наумова о событиях связанных с зоной отчуждения, ликвидацией аварии и т.д.
Сталкер – что в слове этом
Понятие сталкер ввели советские писатели-фантасты братья Стругацкие в повести «Пикник на обочине». Там это была криминальная профессия: «Так у нас в Хармонте называют отчаянных парней, которые на свой страх и риск проникают в Зону и тащат оттуда все, что им удается найти». Проникновение носило вполне прагматичный характер – утащить из зоны артефакт («хабар») и сбыть его за деньги. Правда, занятие это сильно влияло на человека – каждый поход это пребывание в пограничной ситуации, где каждое действие означает выбор между жизнью и смертью, где всегда есть место сложным моральным дилеммам, где интуиция важнее разума.
В дальнейшем, образ сталкера популяризировался и наполнился новым содержанием благодаря одноименному фильму Тарковского. Здесь сталкер уже прагматик в меньшей мере, а больше человек Зоны. Он понимает и принимает зону – «у него свидание с Зоной» говорит Профессор, когда Сталкер удаляется побыть в одиночестве. И все проблемы, которые он имеет от этого искупаются не деньгами, а пребыванием на этой территории, где другой бы не прожил и пяти минут, где есть масса чудес выходящих за пределы опыта человека. Поход в зону – это испытание себя, поиск внутренних ценностей. Заметим, что это всё было в 1972 и 1979 гг. соответственно.
Образ сталкера вышел за пределы художественных произведений и это не удивительно. Человек всегда имел области неведомого, и это порождало целую систему связанных понятий и образов: «граница и приграничье» как край обитаемого и понятного мира, «страж» – тот кто охраняет этот мир от иного, разведчик/проводник/контактёр – тот кто знаком с иным миром. К последним можно отнести Харона, шаманов и др. Проблема в том, что «неведомое» в 20-м веке очень сильно ужалось – географических белых пятен не осталось, предметы нематериального плана капитулировали перед наукой – поэтому и проводники туда стали не нужны. Однако, расправившись с традиционной мифологией индустриальная цивилизация начала строить свою. И первым она предъявила новый конец света – тотальную войну планетарного масштаба с применением оружия массового поражения. Учебники гражданской обороны красочно описывали эту реальность – зоны поражения и зоны загрязнения (радиоактивного, химического, биологического). Руины и места где нет людям места, но есть опасность. Опять появились границы и проводники в неизвестное.
Проводник индустриальной эры в массовом сознании стал называться сталкером.
Сталкеры чернобыльской зоны.
Стоит сразу обратить внимание, что существует несколько принципиальных различий в людях проникающих в зону отчуждения. Прослеживается достаточно четкое разграничение чернобыльских сталкеров на два лагеря – две категории. Отличия категорий разительны – это видно, как по качеству подготовленных отчетов, используемому сленгу, фотографиям, а также внешнему виду сталкеров.
Первые, я бы назвал их так – любопытствующие игроманы.
Вторые – идейные.
Относительно этих двух категорий сталкеров можно сказать следующее:
Первые – молодые люди получившие «базовые» знания о зоне отчуждения из компьютерных игр, а в последующем и из Интернета. Именно игромания и желание обострить чувственное восприятие игровых сюжетов является причиной проникновения в зону отчуждения. Как правило, средний возраст сталкеров этой категорий около 20 лет, но не старше 22-24 лет. В большинстве эти люди совершают всего одно – два проникновения в зону и на этом успокаивают свои амбиции.
В подавляющем большинстве игроманы даже не пересекают границы чернобыльской зоны отчуждения. Им достаточно видов брошенных построек зоны обязательного отселения (район Народичей, Полесского, и Вильчи), а полученные фотографии и видео имеют не менее апокалиптичный вид, чем фотографии с тридцатки и десятки (10-км зона отчуждения).
Фактически эти территории не имеют охранного периметра и их посещение организовать сравнительно просто – но не «безопасно». Так, в 2008 году охраной зоны отчуждения было задержано четыре сталкера-игромана. Задержанных судили.
В начале 2009 года также был задержан один сталкер.
Вторая каста – идейные. Достаточно уникальная категория сталкерской братии. Представители этой категории проникают в тридцатикилометровую зону и изредка заходят в десятку. Идейные осуществляют продолжительные посещения зоны, которые длятся, как правило, несколько дней, а в некоторых случаях достигают недели.
Понятно, что проникновение в глубину зоны требует навыков одиночного похода и определенной подготовки. Прожить, даже несколько дней, в абсолютно автономном режиме не так просто, как кажется. Например, для двухдневного похода необходимо только одной воды не менее 4-5 литров…
Кроме того, пребывание в зоне отчуждения в статусе нарушителя должно оказывать (и оказывает) определенный моральный дискомфорт. Добровольно находится в таких «неудобных» условиях может не каждый.
Что же движет «идейными» и какие их цели визита в зону? Наиболее содержательно дал ответ на этот вопрос один из сталкеров:
«…Трудно описать словами все те чувства, которые наполняют меня во время посещения зоны, и иногда я серьезно опасаюсь что в этом есть намёки на какой-то диагноз . Надеюсь не существенный. Просто это самое уникальное место на всей планете, огромная территория, с которой мгновенно уехали все люди. Посещать все эти села и города очень интересно, но с другой стороны все выглядит зловеще пустым… Но главное – я там чувствую себя живым. Там я человек, который зависит лишь от самого себя, возможно это и есть главная причина такой популярности зоны у всех, кто ходит туда нелегально, в одиночку или небольшими группами. Я не знаю точно, какие цели преследуют остальные, те кто палит дома, устраивает кавардак в до сих пор нетронутых домах… мое правило №1 – ничего не менять в зоне, никакого мусора и сувениров на память….»
Экипировка сталкера
Экипировка важный элемент сталкера. Существуют различия в оснащении и снаряжении сталкерских групп. «Игроманы», используют в большинстве одежду для походов в лес, а иногда простую спортивную одежду. Средств полевой дозиметрии (в большинстве) не используют. Хотя иногда, для куража, берут с собой противогазы, что бы сделать эффектную фотографию на фоне какого не будь знака радиационной безопасности или полуразрушенной фермы.Практически все «идейные» сталкеры хорошо знают куда идут. Они неплохо подготовлены теоретически и обладают практическими навыками по радиационной безопасности. Все опрошенные пользуются дозиметрами (очень часто берут даже по нескольку приборов в поход) и средствами защиты органов дыхания. Достаточно распространенно использование газовых и спиртовых горелок для приготовления пищи. Сам рацион питания выглядит продуманным и как правило состоит из консервов.
Любопытная деталь. «Идейные» не оставляют за собой мусора. Консервные банки, обертки и прочее забирается с собой.
При групповых проникновениях часто используют рации.
Некоторые используют средства физической защиты – баллон «Удар».
«Идейные» в обязательном порядке имеют аптечку. Вот небольшой перечень аптечки сталкера «Эластичный бинт (понятно зачем, есть опасность растяжений и вывихов, можно даже под пол провалится во многих домах), один стерильный бинт, перекись, йод, обезболивающие средство (кетанов – самое эффективное, но достаточно агрессивное)».
В этой связи (существовании реального сталкерства) хочется отметить проблемы:
1) необходимость в ужесточении охранных мероприятий, усилении контроля и наказаний; но такой подход вряд-ли решит проблему как таковую;
2) легализация - то есть возможность привлечения сталкеров к работам по охране и уходе за чернобыльской зоной отчуждения.
Следует помнить, что проникновения сталкеров в зону отчуждения - не только противозаконны, но опасны для самих сталкеров:
1. Дикие животные. На территории зоны есть три вида крупных хищников, которые могут потенциально напасть на человека – рысь, волк и, возможно, медведь. Кроме угрозы нападения хищники могут служить источником заражения бешенства. Ядовитые животные – гадюка обыкновенная и шершни. Гадюка довольно многочисленна – это связано с обилием её местообитаний: болот и увлажнённых лесов. Шершни строят гнёзда в закрытых пространствах – дуплах, пустотах, брошенных помещениях. Несмотря на размеры, довольно опасное существо – один из авторов был свидетелем того как шершень «вывел из строя» взрослого мужчину на 4 часа, в 2008 г. от укуса шершня погиб электрик.
2. Источники излучения. Ранжирование зоны на 5-км, 10-км и 30-км по степени опасности и дозовой нагрузки вполне адекватно, но даёт скорее общую картину. Вы не застрахованы от получения дозы даже в самых «чистых» местах. Причиной этого могут быть техногенные источники – деталь от техники, которая принимала участие в ликвидации, «грязное» помещение в котором, в 1986 г., хранили «грязные» вещи ликвидаторы.
3. Правоохранительные органы. Служба органов внутренних дел в зоне не исчерпывается только охраной периметра и объектов. Поэтому решение задачи «обойти КПП» не решает проблем. Кроме охраны есть оперативные подразделения, ловить нелегальных посетителей – их работа. Результат один – этап в Иванковский районный суд через отдел МВД в Чернобыле. Кроме милиции на сталкера могут охотиться следующие службы – пограничные войска, лесная охрана, оперативные группы ВОХРа.
4. Нелегальный сброд (охотники за металлом и стройматериалом, грибники, браконьеры). Эти могут сдать вас милиции или лишить имущества, здоровья, жизни. Последний вариант не очень большая редкость.
5. Территория таит много опасностей, например, колодцы, выгребные ямы, подвалы. За 20 лет всё заросло так, что и не увидишь сразу. Старые и неухоженные здания (а в Припяти не простые деревянные избушки стоят, а многоэтажные дома) могут в любой момент разрушиться и заживо похоронить любого своими многотонными обломками любопытного сталкера, жаждущего приключений.
Ещё проблема – капканы, петли и ловушки – орудия браконьеров и самосёлов. Обилие болот предполагает наличие трясин.
Если что случиться, то квалифицированную первую мед. помощь смогут оказать только в спец.медсанчасти г. Чернобыль или на ЧАЭС, а это может быть очень далеко…
Выбирать только вам: жить нормальной жизнью и применять свои знания по выживанию в ситуации когда это действительно необходимо или пойти туда неизвестно зачем и погибнуть самой банальной смертью (сорваться с моста, утонуть в канале запутавшись за корни деревьев или быть съеденным).
Так что кто хочет съездить туда обязательно прочтите статью "Облучение"!
http://stalkeruz.com/novosti/obluchenie.html
Http://www.rostakelag.ru/
http://www.rostakelag.ru/ грузчики такелажники выполненине сложного такелажа.
www.rostakelag.ru
- 12994 просмотра
Интересно...Я бы в качестве игромана туда наведался)