Логин: * Пароль: * Регистрация Забыли пароль?
Нет ответов
Модератор форума
V.I.P
Шут аватар
+676 
 -65
Группировка: Долг
Ранг: Легенда
Должность: Начальник ОО
Зарегистрирован: 07/04/2013
Оффлайн

Мушкетные войны (Историография)

Мушкетные войны - серия из более чем трех тысяч военных походов и сражений, происходивших между различными племенными группами маори между 1807 и 1845 годами, главным образом на Северном острове Новой Зеландии. Толчком к конфликту стало распространение среди маори огнестрельного оружия — мушкетов (точнее, ружей, поскольку в XIX веке мушкеты давно уже вышли из употребления). Северные племена, в частности, давние соперники Нгапухи и Нгати Фатуа, первыми получили от европейцев огнестрельное оружие и, используя его в междоусобных войнах, нанесли друг другу и соседним племенам значительный урон. В дальнейшем конфликт распространился по всей территории Новой Зеландии и практически все племена маори участвовали в межплеменных войнах, нападая на соседей или обороняясь от атак других племен. Всего в этих войнах погибло 18 500 (из 100 000) маори, а также 1636 мориори, убитых на островах Чатем при вторжении маорийских племён Ngāti Mutunga и Ngāti Tama. Десятки тысяч маори из потерпевших поражение племён были порабощены, ряд племен маори понесли потери, сильно сократившие их численность, некоторые племена маори на Новой Зеландии и народ мориори на архипелаге Чатем были почти полностью истреблёны.

Историк Джеймс Белич предложил название «картофельные войны», как более точное название для этих сражений ввиду революции в сельском хозяйстве маори, вызванной введением картофеля. Историк Анджела Баллара указывает, что новые сельскохозяйственные культуры изменили многие аспекты межплеменных войн. Маори получили от европейцев и начали выращивать картофель с 1769 года и с этого времени маори перешли к расширенному производству продовольствия. Это дало им возможность на долгое время обеспечивать запасами еды на случай войны не только жен и детей, но и воинов в длительных походах, что ранее было технически невозможно. Кроме обычного картофеля, американские моряки завезли в Новую Зеландию крупный американский сладкий картофель с клубнями размером с кулак, который быстро заменил прежнюю маорийскую кумару размером с большой палец. Но именно обычный картофель стал ключевым пищевым продуктом с лучшей продовольственной ценностью по весу, чем кумара (сладкий картофель), и легкостью выращивания и хранения. Важным было то обстоятельство, что картофель, отличие от кумары, который в силу жесткой культурной традиции могли обрабатывать исключительно мужчины, мог выращиваться силами рабов и женщин, а это высвободило множество мужчин для ведения войн. Излишки картофеля, в условиях Новой Зеландии дававшего большие урожаи, использовались как для питания военных отрядов, так и для приобретения ружей у европейцев.

Белич видит в этом логистическую революцию; картофель эффективно питал отряды воинов маори в дальних походах, что отличает мушкетные войны от всех сражений, которые велись ранее. В то же время, как отмечает Баллара, во многих отношениях «мушкетные войны» являлись продолжением прежних межплеменных войн, сопровождавшихся массовыми сражениями, такими, как крупнейшая битва при Hingakaka в конце 18 или в начале 19-го века (вероятно, 1807) вблизи Ohaupo, когда обычным холодным оружием было убито около 8000 воинов. По мнению Кросби, множество конфликтов произошли из-за традиций маори, в очень многих ситуациях предписывавших воинственное поведение, особенно это касается концепции «utu» (долго мстить за обиду). В мести за убийства и различные обиды, в военных походах, каннибализме и захвате рабов не было ничего нового, воинственность была в целом характерной чертой культуры племён маори. Однако огнестрельное оружие позволило убивать больше людей и, по крайней мере, первоначально ружья дали гораздо больше шансов на победу в сражениях с племенами, располагавшими только традиционным холодным оружием (томагавками, боевыми дубинами, другими видами оружия из дерева, камня, китовой кости ). К концу мушкетных войн ряд племен маори был порабощен или истреблён победителями, а все выжившие племена спешно обзавелись ружьями.

Рабов, захваченных во время массовых военных рейдов, теперь заставляли обрабатывать картофельные посевы, высвобождая таким образом мужчин для создания ещё бо́льших военных отрядов. В результате размеры отрядов воинов, отправлявшихся в походы, в течение нескольких лет возросли от примерно ста воинов до одного-двух тысяч. Отряд в 120—200 воинов, в 1832 году считавшийся средним, к 1836 году относился уже к малым.

Кроме того, с 1820 года продолжительность набегов стала намного больше; для мужчин стало обычным отправиться в поход на срок до года. Поскольку картофель не столь чувствителен к температуре в «беззимном» севере, маори могли получать там по нескольку урожаев в год.

Появление картофеля, который достаточно легко выращивался в различных климатических и почвенных условиях привело к значительному росту продуктивности сельского хозяйства маори. А это, в свою очередь, весьма вероятно, привело к значительному росту населения, что оказывало все большее давление на все общество маори. Традиционные племенные структуры были рассчитаны на небольшой прирост населения, но после "картофельной революции" выживаемость детей стала намного выше, вследствие чего гораздо больше здоровых энергичных молодых маори стали бороться за власть в племени.

В разгар «мушкетных войн» между 1820 и 1833 годом состоялось целых 10 крупных военных кампаний, охвативших практически всю Новую Зеландию. Почти каждой племя (иви) или союз родов выдвинул военных вождей, таких как, Хонги Хика, Патуоне, Pomare, Хоне Хеке, Te Waharoa, Te Хеухеу, Вирему Кинги, Te Момо, Te Rangihaeta, Те Раупараха, Вака Нене и Потатау Те Фероферо, которые в ходе ряда кампаний добились значительных успехов как в нападении, так и обороне. Исследователь истории «мушкетных войн» Кросби особо выделил 102 военных лидеров маори, которых он классифицировал как «генералов».

Мушкетные войны в течение 1807-1845 гг. прошли почти по всей территории Новой Зеландии, включая Южный и Северный острова, а также острова Чатем.

Крупнейшая в этот период, битва при Хингакаке, произошла в 1807 году между двумя противостоящими союзами маори около современной станции Ohaupo в области Уаикато. В этой битве, по оценкам историков, приняли участие около 16 тысяч воинов. Эту битву можно считать последней из войн с использованием холодного оружия. Но даже намного позднее, в 1815 сражения велись в основном тем же холодным оружием, хотя уже и начало использоваться очень небольшое количество ружей, причем часто лишь одной из сражавшихся сторон.

По данным новозеландского историка Майкла Кинга, первый случай применения огнестрельного огнестрельного оружия воинами маори относится к 1807 году, когда отряд племени Ngāpuhi был разгромлен воинами Нгати Фатуа в Moremonui вблиз Maunganui, между гаванями Hokianga и Kaipara. В данном случае Ngāpuhi, хотя и имели ружья, потерпели поражение. Воины Нгати Фатуа внезапно атаковали их из хорошо организованной засады и разбили обычным холодным оружием, прежде чем воины Ngāpuhi смогли воспользоваться ружьями.

Хонги Хика, вождь племени Нгапухи, который впоследствии повел свое племя в походы по большей части Северного острова, был свидетелем гибели двух своих братьев, убитых в этой битве и сам едва избежал гибели, укрывшись в болоте. Несмотря на понесенное поражение, Хонги Хика верил в мощь огнестрельного оружия и стремился закупать как можно больше современного западного оружия. С этой целью в 1814 году он вместе со своим племянником вождем Нгапухи Руатарой, отправился в Сидней и призвал христианских миссионеров на земли своего племени. Но сам он никогда не крестился, христианство с идеей прощения за совершенное зло его никогда не интересовало, он считал, что "эта религия подходит только для рабов". Ему были нужны только ружья и другие западные технологии. 3 марта 1815 года Руатара умер от лихорадки и вождем Нгапухи стал Хонги Хика.

В 1817 году Хонги Хика повел 800 воинов Нгапухи и союзников из племени Нгати Мару в первый свой сокрушительный набег, напав на племена в Maketu, Maraenui (около Opotiki) и Хикс-Бэй. Этот набег оказался очень удачным для Нгапухи, они убили 60 и захватив 2000 пленных, которых обратили в рабов. Их Нгапухи заставляли выращивать картофель и другие сельскохозяйственные культуры, продукцию которых в свою очередь использовали для закупки все новых партий ружей. Так Нгапухи сформировали механизм, когда войну питала сама война.

К 1818 году Нгапухи уже имели значительное количество ружей. В 1820 году миссионер Томас Кендалл взял Хонги Хика в поездку в Великобританию. Поводом для поездки Хонги Хика было участие в качестве эксперта при составлении грамматики и словаря языка маори, над которыми работал профессор Ли из университета в Кембридже. Однако "лингвистическая" поездка вождя в Европу оказал большое влияние на историю Новой Зеландии, поскольку Хонги Хика в действительности мечтал заполучить в Лондоне "тысячи и тысячи ружей", которые, как он слышал, хранились в Тауэре в Лондоне. Из Тауэра он оружия не получил, король Георг IV подарил ему лишь одно ружье и комплект доспехов. Но зато Хонги Хика в Кембридже встретил французского авантюриста "барона" Шарля де Тьерри и продал ему 40 тысяч акров земли в Новой Зеландии в обмен на 500 ружей, пули, порох, сабли и кинжалы. В 1821 году он на обратном пути из Уэстморленда привез это оружие в Порт-Джексон, Сидней. Сам Кендалл позже участвовал в торговле оружием и вероятно, сам был участником обмена земель на ружья. Ружья могли быть изготовлены в Сиднее, где тогда их производили.

Используя в большом количестве огнестрельное и современное холодное оружие, Хонги Хика в сентябре 1821 повел в поход две тысячи ( некоторые источники говорят о трех тысячах ) воинов, при этом тысяча воинов Хонги Хика имели ружья. Первым объектом нападения Нгапухи на этот раз стало племя Нгати Мару, бывший их союзник в кампании 1817 года и Нгапухи напали на поселение в Te Waiti примерно в 20 милях к северу от Окленда. Затем Нгапухи напали на близко расположенные укрепленные поселения Mokoia и Mau-inaina в Панмуре на реке Тамаки, принадлежавшие племени Нгати Паоа и после затяжной осады взяли их. В этом сражении Нгапухи одержали полную победу и устроили резню побежденных, убив 1000 вражеских воинов, их жен и детей в отместку за прежние поражения.

Далее армия Хонги Хика снова атаковала Нгати Мару, напав на принадлежавшее этому племени поселение Те Тотара. Момент для нападения был выбран удачно, так как многие воины Нгати Мару находились вдали от дома в походе. Однако, несмотря на превосходство в вооружении, Хонги Хика не смог днем взять укрепление штурмом. Поэтому он сделал вид, что заключил мир, но только с целью ввести защитников в заблуждение. Ночью он вернулся, внезапно атаковал и захватил неохраняемые стены. Взяв штурмом поселение, Нгапухи убили многих из взятых там в плен людей. В одном лишь этом походе было убито больше маори, чем за все 25 лет последовавших спорадических новозеландских земельных войн.

В момент штурма в Те Тотара находились гости, в том числе дети, из племен Уайкато, Те Арава, Нгати Раукава и других и многие из них были убиты Нгапухи, что привело к конфликту этих племён с Нгапухи.

Походы Хонги Хики инициировали начало особо напряженного периода сражений среди племён маори в начале 1820-х годов. В последующие шесть лет Нгапухи атаковали и разгромили племена Нгати Паоа, Нгати Мару, Уайкато, Те Арава и Нгати Фатуа. Особенно тяжелые потери понесло племя Нгати Фатуа в результате атак Хонги Хика в 1824-1825. Потери Нгапухи составили 70 человек, включая его старшего сына Харе Хонги, погибшего в битве при Те Ика Ranganui. Однако племя Нгати Фатуа понесло страшный урон. По некоторым данным, они потеряли около тысячи человек, хотя сам Хонги Хика, желая приуменьшить масштаб трагедии побежденных, утверждал, что было убито лишь сто воинов Нгати Фатуа. В любом случае поражение оказалось для этого племени катастрофическим и выжившие его члены в страхе перед беспощадными Нгапухи бежали на юг. Они оставили большую плодородную область Тамаки Makaurau (перешеек в районе Окленда) с большим количеством удобных природных гаваней в районе Вайтемата и Манукау - земли, которые принадлежали племени Нгати Фатуа после их завоевания более ста лет до этого. Впоследствии эти обширные земли, которые племя Нгати Фатуа фактически потеряло и не имело сил вернуть, были по дешевке куплены у Нгати Фатуа британским лейтенант-губернатором Уильямом Гобсоном, основавшими на них ряд поселений для европейских колонистов, включая крупнейший в Новой Зеландии город Окленд.

Подаренные Хонги Хике британским королем доспехи в сражениях не раз спасали ему жизнь, отчего он приобрел репутацию "неуязвимого". Но в 1827 году Хонги Хика однажды не надел доспехов и в небольшой стычке был тяжело ранен пулей. Через год он умер от раны и после его смерти племя Нгапухи ослабло в военном отношении из-за внутренних раздоров.

Племена Уайкато, вожди которых оказались талантливыми полководцами, после первоначальных поражений смогли дать сильный отпор Нгапухи и другим захватчикам. В 1821 году Уайкато после ряда сражений изгнали племя Нгати Тоа во главе с вождем Те Раупарахой из Kāwhia. Затем Уайкато во главе с Потатау Те Фероферо напали на Ngāti Тоа в области Таранаки. В 1824 году Уайкато и Нгати Tūwharetoa нанесли поражение Ngāti Kahungunu в Napier. В 1826 году Уайкато вторглись в Таранаки, вынудив ряд племен и родов бежать на юг. Уайкато снова напали на область Таранаки в начале 1830-х годов.

Для племен Уайкато войны закончились успешно, они защитили свои земли и изгнали другие племена.

После того, как Нгати Тоа во главе с Те Раупараха оставили земли племен Уайкато, они ушли сначала на север Таранаки, а затем к побережью Северного острова. В 1823 Нгати Тоа захватили остров Капити - небольшой остров в 8 км к западу от побережья Северного острова. Там они создали свою базу, откуда совершались набеги на западное побережье Северного острова и на северную часть Южного. Кроме того, на Капити располагалась удобная гавань, из которой осуществлялась торговля льняным волокном, которое маори с появлением в Новой Зеландии европейцев начали обменивать на ружья. В 1824 году другие племена в отместку за нападения Нгати Тоа напали на Капити, но были разбиты.

Те Раупараха хотел расширить свою торговую мощь, захватив область Pounamu на Южном острове, где имелись богатые месторождения нефрита, высоко ценившегося маори как камень для изготовления очень прочного оружия и орудий труда. В 1827 Нгати Тоа и их союзники Те ATI Ава напали на южные племена и захватили большую часть Южного острова. Те Раупараха стал для Южного острова тем, кем был Хонги Хика для Северного - беспощадным завоевателем. Он прошел, сея смерть и разрушение, по западному и восточному берегам Южного острова, убил и захватил в рабство около 4 тыс. человек. С учетом того, что в те годы общая численность маори не превышала 100 тысяч человек, в процентном отношении это были огромные цифры людских потерь среди всех маори. Походы следовали за один за другим, и каждый из них обычно заканчивался массовым порабощением или истреблением побежденного племени, часто включавшим каннибализм, когда победители после битвы прямо на поле боя пожирали тела поверженных врагов.

Союзники Нгати Тоа племена Ngāti Mutunga и Ngāti Tama в 1835 вторглись в архипелаг Чатем, где они завоевали народ мориори, после чего начали воевать друг с другом.

«Мушкетные войны» сразу же начали затихать после подписания «договора Вайтанги» в 1840 году, хотя отдельные нападения продолжались еще несколько лет. Третье из последних после подписания «договора Вайтанги» сражений состоялось через несколько месяцев после него. Отряд воинов из области Te Awamutu напал на племя Арава из области Роторуа. В качестве добычи воины Te Awamutu привезли домой 60 корзин человеческого мяса для каннибальского пиршества.

Миссионеры и крещеные маори проявили крайнее отвращение к людоедству и ушли из поселения, чтобы создать отдельную христианскую деревню. Предпоследний бой состоялся в Тауранга в 1842 году, когда отряд племени Тоа Hauraki атаковал поселение. Вождь нападавших Тарайя утверждал, что причиной набега была месть (utu) из-за посягательств на его землю и других причин. Колониальный секретарь Уиллоуби Шортлэнд провел расследование, установившее, что два человека были съедены. Вождь атакованного поселения Те Муту заявил Шортлэнду, что если он сможет захватить Тарайю, он также съест его. Последнее сражение из «мушкетных войн» состоялось между племенами Те Хеухеу и Нга Rauru из области Tuwharetoa в 1844-45.

Личный хейтер Зюйса
⇓⇓ Поделитесь событием с друзьями! ⇓⇓

Спасибо сказали: Палач, Древнерус, Айдар, Страж,
banner_donat.png
Stalker.Uz
Зарегин: 06/03/2009
На сайте


Наш канал в телеграмме - Подписывайся!!! - t.me/stalkeruz_com

Наш чат в телеграмме - Велкам!!! - t.me/joinchat/AhAXYUa0wa1dXbp760kauA
EXMO affiliate program
Актуальные темы на сегодня
Приходит потенциальный контролер и говорит: «Мужики, пошли мир спасать»? © сборник "Чистое небо"
Наверх Вниз