Мы открываем новую рубрику для начинающих писателей, вести которую будет Арина Жанжора. Эти статьи призваны помочь новичкам разобраться в непростом писательском ремесле и научить выпускать действительно качественные тексты. Первая из них перед вами и посвящена она структуре произведения.
Сейчас появляется так много авторов, которые хотели бы попробовать себя в написании фантастического рассказа или же «фанфика» по сюжету игр, книг и т.д. Но начинать писательскую деятельность не так уж легко, как кажется на первый взгляд. Очень часто многие начинающие писатели упрекают критиков за то, что те уж больно бурно выражают свое мнение по поводу их «шедевров». Но зачастую критика вполне оправданна, так как начинающий писатель, такой, же литератор по сути, как и опытные авторы! И об этом не стоит забывать, ведь, к примеру, начинающий водитель так же является участником дорожного движения, как и все!
В помощь людям, которые хотят попробовать себя на поприще литературы, я начинаю вести свой блог, в котором постараюсь подробно рассказать о том, какие приемы в написании книг используют именитые авторы; какие существуют стили и структуры написания текста; какие существуют правила и исключения в литературе. В своих статьях я хочу помочь начинающим авторам раскрыть свой талант и оказать содействие в написании интересного рассказа.
В этой статье я хотела бы затронуть тему структуры рассказа или повести, а так же поговорить о стилистике. Ведь рукопись – это не просто набор слов, а хорошо сформированная композиция. Если писать наобум и не уделять внимание структуре, то текст получается скучным, однотонным или же просто не читабельным! Как же сделать свое творение поистине запоминающимся и интригующим с первых же строк? Для этого существует структура:
1. Экспозиция – это часть сюжетной линии предшествующая завязке. Она определяет ситуацию (время действия, место действия, состав и взаимоотношения персонажей). Экспозиция всегда размещается в начале произведения и может тянуться до середины повести.
2. Инцидент или предзнаменование – это часть сюжетной линии, которая побуждает или завязывает сюжет.
3. Конфликт – это часть сюжетной линии, которая способствует продвижению истории.
4. Мотивация – часть сюжета, отвечающая за заинтересованность персонажей к происходящей ситуации в тексте (рассказ, книга и т.д).
5. Эскалация – повтор основных конфликтов.
6. Финал.
7. Развязка.
Разберем эти составные части на примере!
Допустим, вы определились с задумкой рассказа или книги, придумали персонажей и сели за написание своего произведения. В моем случае это стол, кресло, чистая тетрадь и ручка. Все готово! Приступим!
Экспозиция.
Здесь важно все! Это начало произведения в котором нужно уместить: образ главных героев, взаимоотношения персонажей, обстановку в целом (место действия, год, месяц, погоду, политические конфликты, ситуацию на рынке недвижимости, да что угодно на ваше усмотрение!) и ту ситуацию, в которую попали герои.
Причем интересным моментом может являться даже развязка сюжета, которая так же может быть в начале.
Пример:
«Мы смотрели на спокойные прибрежные волны. Эти минуты теперь казались нам бесконечностью. Ведь мы знали, с этого момента мы были свободны. И теперь нас не волновали те события, которые мы пережили последние дни. Хотя воспоминания об этом нам будут являться еще долгие годы, я все же никогда не забуду, с чего все началось…»
Такой финал вначале называется пролог. Пролог может быть разным, но всегда отделен от основного текста. Позже я рассказу поподробнее о прологе и эпилоге, для чего они нужны и как красиво ввести их в текст.
Инцидент.
Завязка сюжета. Она может быть даже в самом начале. Это то, что должно способствовать заинтересованности читателя к прочтению книги до развязки. Будь то похищение человека инопланетянами или тюремное заключение главного героя, падение метеорита на Землю или зомби апокалипсис. На инциденте строится история.
Конфликт.
Продвижение истории. Обычно встречается в середине произведения. Этакий поворот сюжета или основная часть завязки сюжета. В конфликте раскрываются «карты» и читатель узнает о том, что стало причиной истории. Всплывают некоторые факты и интересные новости. И соответственно герои, узнав большую часть правды, продвигают историю к заключению.
Мотивация.
Это размышления героев. Их действия после конфликта.
Эскалация.
Повтор основных конфликтов и борьба персонажей с ними. Заключительная часть, закрывающая все пробелы в истории.
Финал.
Заключительная часть, где персонажи разрешают ситуации.
Развязка или Эпилог.
Это когда все счастливы или все плачут! Самый финал. В развязке пишутся последние строки книги или рассказа, а так же зачатки новой книги, если это серия.
Это основные правила, по которым строится литературное произведение. И не важно, рассказ это или целая книга, основные пункты разбивки сюжета не стоит отвергать. Так как создать всю композицию и ничего не утратить? Для этого нужен план! Делайте его, как вашей душе будет угодно, будь то карточки с черновыми набросками или схема в редакторе Word, это не важно. Главное, что бы данный план помогал вам в написании произведения, и для того, что бы вы ни чего не могли упустить!
Ну, а если изъясняться научным языком, то план – это последовательное представление частей содержания текста в кратких формулировках, отражающих тему или основную мысль.
И все же, если начинающий автор хочет добиться того, что бы его произведение было признанным, необходимо выдерживать структуру произведения, пусть даже план у вас отсутствует. К примеру, я составляю план в голове, и как человек, обладающий уникальными способностями памяти, всегда могу обратить внимание на каждый пункт в отдельности. Если ваша память вас подводит, советую все же составлять план. Помните, как в школе на уроках русского языка мы все это делали перед написанием сочинения или изложения. Напишите ключевые моменты вашего сюжета, обозначьте образы для экспозиции и конфликты. Такой план поможет не потерять мысль и идти строго по сюжету.
Так же план поможет выглядеть вашему рассказу упорядоченным и «гладким». И тогда никто не посмеет сказать, что ваш рассказ или книга разрозненны. К тому же вы всегда сможете контролировать части произведения, и избежать грубых ошибок. И тогда у писателя не получиться долгое начало и длинная концовка или наоборот.
От себя же хочу дать отдельный совет: пишите головой, а не сердцем. Всегда думайте о своем произведении критически и только тогда вы добьетесь нужного эффекта. И только тогда ваши книги или рассказы будут читать.
Увидимся в следующей статье!
Статья скопирована из группы в ВК: http://vk.com/sbs__group
Спасибо сказали: КостяСемен, Вий, Светлячок, pro100 Vasya, Maior, Фанат Зевса, Mr.Мозг, Енотич, Печеный, Милагрос, MoLЧokkk, Zorkii, Кукла, Квартет,
Пепел, статья хорошая. Надеюсь, нашим создателям фанфиков поможет. Также можно добавить: перед добавлением своего рассказа на сайт, прочитайте его день спустя. Сможете понять, где находятся неинтересные и дибильные моменты и справить их.
Кстати, приглядевшись к картинке, решил спросить у читателей - что вы можете сказать о сталкере, расположившемся у костра?
Пепел, это серьезный подход.
Почему-то захотелось похулиганить в духе Остера, и надавать "вредных советов", но, боюсь, не потяну.
Поэтому пока - лишь краткий словарик окололитературной тусовки.
Прода - это продолжение. Ну в самом деле - прода (5 букв) или продолжение (11мля... Во я до сталькех шшытать умею!)Наш выбор прода, а лохи ботаногаловые в*опе...
Применение: Аффтар, када прода
Ставтиь после этого точку - дурной тон, пять-десять скобочек )))) - нормуль, три-восемь отаких (!!!) - хороший тон.
Аффтар (с этого слова надо было начинать? Ну стратил). Аффтар - это чувак, который захотел лайков или в репу иливдыню или еще каких плюшек ну и типа накропал. Само собой - нетленку. И запостил - типа чуаки! заценяй! седня акция!
Кстати, "нетленка" - это произведение, нетленное в веках. Тут просто - погуглить. На баратынских, гумилевых и прочих хемингуеев не отвлекаться - это спам. Рекомендация - гуглить сразу "мерк паганый, катька (анжелика, диана, тигрица, мери-сью) моя навеки пнял тупак".
Тапок (как варианты - ботинок, туфель, сапог, испанский сапог, водолазный ботинок) - это троллинг вашей нетленки. Наглость. Эта разновидность троллинга бывает грубой "вообще-то пистолет Макарова не предназначен для использования гаусс-патронов" или тонкой "шо? у мери сью всего третий номер? лол, темасисег не раскрыта".
Мери Сью - это круто. Адназначна круто. Потому что умичка и все при ней, платиновая блондинка, топик из легированной стали плотно облегал тугую грудь, на самом деле ею все восхищаются, даже враги, даже подлые враги и вообще все. Если персонаж мужской, то это Марти Сью. Шестого номера у него нет (пичаль) зато отакие медные коки (pride). Если Марти Сью занимается разведывательной деятельностью, то его зовут Джеймс Штирлецевич Матахарин, а если он исследует чернобыльскую Зону отчуждения - то его имя Кровавый Ужас Рыжего Леса, но близкие называют Кроурыл Хемулевич, а очень близкие Длинный и Толстый Рыжего Леса.
"Заклепки" - это теже тапки, но как бы маленькие и типа умные. Если всякие заклепочники пишут вам, что револьвер Таурус выпускался в Бразилии, а не в ГДР, значит они не доперли простой истины - у вас альтернативка блин, а не эльфы всякие. Элфийки - это да, а эльфы всякие - отстой. Гальмо. Так и скажите вашей роулинг.
Когда заклепочники и тапкометатели борзеют в край - они говорять "рояль". Подначка такая, типа у нас тут в кустах случайно оказался рояль...
Да, ваш герой (тайный и засекреченный мери-сью) знает карате, историческое фехование, и алгоритм прицеливания по низколетящей космической цели, а тонкости изготовления дамасской стали - это хобби у него такое, а шо,низя? За выражения типа "рояль" и "рояльная фабрика" надо обращаться с жалобой к администрации сайта, а в случае беспардонного и наглого троллинга вашей нетленки в духе "дровами запахло, дров на целый рояль хватит" следует требовать вечного бана для этого хама.
"Темасисег" - важнейшая часть любого литературного произведения, на которой строится интерес и (скажем прямо) тираж, раскрыть надо обязательно, начинать рекомендую с первых же строк нетленки. Если вам не светит тираж - удовлетворитесь лайками - тож ничё... Важно - в темусисег не следует проникать сразу же, постепенность жизненно необходима.
Хотя, если ваш герой проник в тему сразу, то это не значит, что тема закрыта, просто дайте ему еще шанс. Но там уже строго постепенно!
И не в коем случае не забывать, что ни одна из них (из тех, которые темасисег) не будет верна ГГ так, как его верный калаш.
Помните, автор - царь и бог произведения, если он сказал, что луна упадет с неба завтра в 12-17, то куда ей, болезной, девться, разве что сам Кроурыл Штирлицевич случайно окажется рядом и не позволит.
А кто не понял позиции автора - сам виноват. Прощелкал нетленку как лох.
Пепел, Он либо глупый,либо уверен в своей безопасности. У него оружие прислонено к дереву. Будто подпирает,чтобы не упало.
Хаос, - вы читаете мои мысли!
Автомат поставил не рядом с собой - значит новичок в Зоне отчуждения, не получавший тумаков от опытных сталкеров. Да ещё и романтически настроенный - что-то сочиняет (судя по исписанному листку в руке), забыв о том где находится. Это можно было понять, если бы сталкер находился среди друзей, напарников... или хотя бы находился в схроне...
Пепел, почему-то мне кажется, что это скорее письмо его родным на БЗ, которое он, впрочем, никогда не отправит А тема полезна, надеюсь хоть большинство нынешних писак её всё же прочитают, прежде чем написать свой фУнфффиГ
Птаха, - тоже вариант
А на красный мешок Деда Мороза рядом с ним никто внимания не обратил?
Пепел, я знаю, что его сейчас томит. Он думу великую думает про то, как бы ему к литературной дуэли с таким же как и он сам, сталкером, подготовиться. И, похоже, он уже нашёл ответ на свой вопрос: ему нужен план. В голове его мыслительный процесс уже набирает обороты, и вот он готов переносить свой опус на чистый лист бумаги.
TabOO, - вот гад! Деда мороза ограбил и завещание пишет...
Пепел, по моему он пишет список требований Деду Морозу.
КостяСемен, - а как же хэппи энд?
Было, даже полнее.
"Добавлено через: ~11 минут"
https://stalkeruz.com/mir-zony/kak-napisat-khoroshii-rasskaz-chast-vtoraya-sovety-pisatelyam.html
А еще были полезные советы от Джагура. "Пособие для начинающих: Как написать плохой фанфик"
Смотрим и читаем здесь: https://stalkeruz.com/istorii-rasskazy/kak-napisat-plokhoi-fanfik.html
...краткий словарик окололитературной тусовки.
Черт побери! Был время подумать и понял, что смеюсь над самим собой, над своим "Именем главного бога".
Начнем с того, что героиня у нас родом из Фоллаута, это 200 лет пустоши были в изоляции, а Ксения знает русский язык.
Рояль!
Ну к роялям можно относиться с пониманием, если они замотивированы. Скрытый мотив понятен - не писать же половину повести на английском? Официальный мотив, предложенный читателю - детство наша барышная провела с женщиной-гулем, русского происхождения. Та и обучила, что бы хоть с кем-то говорить на родном языке.
Мери Сью... Как ни старался уйти от этого образа, но призрак Мери где-то рядом. Человек, который хотел выгнать героиню из Лиманска изменил отношение, почувствовал даже некую симпатию. Человек, который по глазам Ксении решил, что не очень хорошо пускать ее за спину - тоже изменил отношение, можно сказать, стал ее наставником.
У нормальной Мери Сью не только все вокруг поклонники, у нее еще и суперспособности часто бывают. Их есть... Вдвое завышена доза, после которой начинается лучевая болезнь. Ладно, тут у меня есть отмазка - так в игре. Лучевая болезнь в Фоллауте начинается после облучения 200 рад.
А вот способность Ксюши чувствовать и радиацию, и токсины - это уже рояль, причем довольно наглый.
"Темасисег" - черт, без этого тоже не обошлось...
А ведь в планах были и другие закидоны. Ладно, персонажа по имени Толя Длинный в повести не будет - хоть чуть-чуть отступить от мейнстрима.
Да и вообще надо посмотреть что можно исправить.
Такие дела.
Тайком от Искина попытаюсь продолжить тему.
Еще в 1895 году некий французский театровед Жорж Польти выпустил книгу, в которой утверждал, что все сюжеты могут быть сведены к 36 типам.
Собственно - его список:
1. Мольба
2. Спасение
3. Месть, преследующая преступление
4. Месть близкому за близкого
6. Затравленный
7. Внезапное несчастье
8. Жертва кого-нибудь
9. Бунт
10. Отважная попытка
11. Похищение
12. Загадка
13. Достижение
14. Ненависть между близкими
15. Соперничество между близкими
16. Адюльтер, сопровождающийся убийством
17. Безумие
18. Фатальная неосторожность
19. Невольное кровосмешение
20. Невольное убийство близкого
21. Самопожертвование во имя идеала
22. Самопожертвование ради близких
23. Жертвование всем ради страсти
24. Жертва близким во имя долга
25. Соперничество неравных
26. Адюльтер
27. Преступление любви
28. Бесчестие любимого существа
29. Любовь, встречающая препятствия
30. Любовь к врагу
31. Честолюбие
32. Борьба против бога
33. Безосновательная ревность
34. Судебная ошибка
35. Угрызения совести
36. Вновь найденный
37. Потеря близких
А я хочу ненадолго вернуться к нашей с Пеплом Дуэли "рассказ за час": https://stalkeruz.com/literaturnye-konkursy/vnezapno.html?page=8#comment-294852
За те полтора часа, что у меня по факту ушли на написание рассказа, я прожила не одну ситуацию, а море. Именно потому, что я по ходу действия меняла сам сюжет несколько раз, и сказалось, что рассказ не во всем оказался раскрытым.
Я сразу после рассказа записала сам процесс развития сюжета. Все, что будет сказано, это ЧТО и КАК думалось именно во время написания (и никак не после).
Начнем с начала.
Магазин. Большая часть действия должна была развернуться в нем. В момент ступора при прослушивании музыки - а Лика в тот момент еще планировалась жертвой - ее должен был увидеть ГГ-злодей. Встреча предполагалась случайной. Он не должен был ее там убивать. Зачем? Он бы за пределами ЧЗО скорее бы воспользовался приемом "инсценировка несчастного случая".
Ступор от музыки, состояние эйфории должно было дать понять, что Лика внушаема. То есть её сознанием при определенных условиях можно манипулировать.
Предполагалось, что он просто ее видит, и увидев выражение лица, должен был осознать, что тогда, в ЗО не обошлось без "зомбирования" подруги. Отсюда должны были быть сомнения - а должен ли он ее убивать?
Почему друзья стали врагами? В голове вертелась куча мыслей, что она в ЧЗО выкрала артефакт, чем подставила друзей (ГГ там на нее не подумал, он поверил в предательство товарища, которого там и убил), и сейчас задача не просто отомстить той, из-за которой куча неприятностей, но и вернуть сам камень.
Но тут получался слишком длинный и банальный сюжет.
И потом, нарушалась привязка к ЧЗО, за исключением прошлого. Все-таки генеральная встреча-потасовка должна была состояться не здесь.
* * *
Итак, первый поворот, основное действие надо было вынести в ЧЗО. Он берется проследить за ней. Она же решает вдруг поехать в ЧЗО... Зачем? Это решение приходит спонтанно после прослушивания музыки.
Ага! Я представила полную абсурдность ситуации, когда она когда-то выкравшая артефакт (кстати, на тот момент я еще не решила - должен ли был он оставаться все еще у нее, или он давно у кого то другого) ВДРУГ задумала вернуться в ЧЗО. Хотя... она могла воспользоваться старым путем, например как биолог или геолог в научной экспедиции. Наверняка подручные у ученых время от времени обновлялись.
Но почему ее вдруг бы СНОВА взяли, и взялись туда переправить?
Это должен был быть профессор типа Германа или Сахарова... Добрый, отзывчивый, думающий ТОЛЬКО о науке, а потому не подозревающий в других зла. И тут мне вдруг вспомнился мой Доцент, одержимый идеей заполучить мозг уникального контролера...
Как только я о нем вспомнила - все более или менее сложилось.
Тут необходимо отвлечься.
В цикле моих опусов о Светлячке, был такой сюжет - у костра она и Доцент слушают легенду Пепла о 3 братьях-контролерах. Один (средний) со зверьем все ходил-бродил... До людей ему дела не было. Второй (старший), напротив, был людоедом, и ничто так не ценилось, как его желудок. А вот младший брат был настолько уникален, что вертелся среди сталкеров, помогал им. Но никто не мог заподозрить в нем контролера. Его мозг был не просто уникален. считалось, что обладание им приведет к власти над всей Зоной, если не над всем человечеством. Легенда. Но беда в том, что Доцент реально ищет ТАКОЙ уникальный мозг.
Далее по сюжету предполагалось, но так и не получило развития, что Пепел и Светлячок шутят, происходит непонимание - Доценту ВДРУГ мерещится, что на деле Пепел и есть тот самый контролер, мозг которого ему нужно добыть...
А что в моей дуэли? Так ли ему (Доценту) нужна ВЛАСТЬ? Вряд ли. Скорее гений-злодей, проводящий опыт над всеми и вся, при условии безнаказанности. Но он охотится за мозгом КОНТРОЛЕРА? И почему ему для этого нужна Лика?
* * *
Почему не за чьим то другим мозгом? Снорки вообще неуправляемы и агрессивны. Да, контролер может над ними взять верх, но только убив их, но не подчинив. Кровосос с точки зрения пси-воздействия? Вряд ли интересен. Бюреры? Разве что их возможность швырять вещи на расстоянии.
Можно было бы поймать кого из них с помощью обычной группы сталкеров, пусть даже живьем? Запросто. И моя Лика тут не нужна... И вообще! СТОП А ПОЧЕМУ это она ЖЕРТВА?! Нет. Пусть она и будет злодейкой!
Она уже убила кого-то в ЗО. И готова убить снова. Что может не простить женщина? Любовь-измена-месть.
Глупо, банально, и даже пошло.
Не поделили артефакт? Смешно.
Предательство? Но кто кого и в чем предал?
И почему с ГГ они враги?
И так и не отвеченный вопрос - зачем Доценту (профессору Звездочкину) нужна ОНА для поимки ГГ?
Да все просто!
ГГ - уникален. Невосприимчив в разным видам психологического воздействия, не гипнотизируется и не зомбируется. Мозг - просто кладезь для исследований. Но его надо не просто изъять сразу после смерти ГГ, это должен сделать специалист, что мозг остался функционировать после смерти! И она и есть такой специалист.
Он был её заказом раньше. Тогда, когда они вдруг стали врагами. Значит были друзья, она предала его, а значит, и кого-то из его друзей. Возможно, даже убила. Точнее они были друзья, потом она получила на него заказ, возможно не хотела исполнять - тогда и произошло ее частичное зомбирование-подчинение.
И крики китов совпали с тем звуком, на который она должна была отреагировать. Но в ЧЗО звучал просто крик китов. А в магазине, приглушенный плеском волн, произошло включение в ситуацию. К ней вернулась память. Включая моменты того, что профессор пытался в свое время ей память стереть (само собой предполагалось - электрошоком).
Заставить убить друзей? Истязать электрошоком? Можно ли простить такое? Вряд ли.
Разрушить планы по максимуму - Да.
ГГ находится в ЧЗО.
То есть одного врага надо разыскать в ЧЗО и убить (это личное дело). Плюс она едет в ЧЗО спутать планы профессору.
Она должна убить и добыть мозг? Нет. Она едет с желанием дать возможность ускользнуть жертве (в тот момент она еще не осознает, что заказ именно на Джима).
Что она не может простить ГГ? Получается она тогда в состоянии "зомби" попыталась его убить. То есть он и тогда заподозрил неладное. А что может вывести из состояния ступора? Боль. Физическая боль. Значит, он ее ранил - или намеренно, что вряд ли, или обороняясь - более правдоподобно. А почему бы ей не получить ножом по лицу. Собственно, шрам на лице для женщины - причина ненавидеть всю оставшуюся жизнь.
Он же не простил само предательство - да она на его глазах кого-то из друзей толкнула в аномалию, его самого пыталась убить. Но прошло уже 5 лет, и захочет ли он просто убить бывшего друга и заклятого врага? Сразу, по свежим следам, в ярости - да. Но через 5 лет... Он наверняка захочет узнать ПОЧЕМУ она предала.
Ловкий, осторожный. Подпустит ли он чужаков? Вряд ли. Подпустит ли он того, к кому у него есть вопросы?
Наверняка.
На это и ставка профессора. В довесок ко всему.
Изначально предполагалось, что они встретятся в малолюдном месте.
Условно, на Янове есть за полустанком нора Коряги. Почему бы это не быть норе Джима?
Но одна она туда пойдет - если Джим не один, вряд ли справится. Нужен кто-то, кто страхует. Потому и потребовался командир группы.
Она проникает, узнает, что тот, кого ей заказали человек, который ей когда-то изуродовал лицо... Именно до этого момента я не была уверена - захочет ли она его убить или нет. Но по сюжету - именно тут я осознала, что гг обречен.
И желание его спасти сразу же перечеркивается. Месть, которую она давно замыслила, по своей сути - спонтанна. Она не просто должна убить обидчика, она должна сделать так, чтобы его мозг не достался профессору - типа взрыва гранаты или... склянки с ядом. Тогда дописывается эпизод про яд - наличие яда в крови - и функционирование мозга в нормальном режиме невозможно.
Он (ГГ) ее подпустит, она его убьет или усыпит? Убьет и препарирует. Ей как бы там в ЧЗО дают "вольную", а на деле что-то из ее вещей начинено взрывчаткой.
Напарник нажимает кнопку, когда считает, что она ушла далеко, а по факту взрывается контейнер с мозгом...
Опять таки - почему 2-х или 3-х человек рядом с самим Яновым должны легко впустить в потайную нору? Для длинного рассказа на неделю может быть и годилась бы идея. Но никак не для рассказа за час. Значит это бар.
Дадут ли кого убить в баре? И препарировать мозг? Вряд ли.
Для этого его надо вывести за пределы бара. А что такое бар во многих описаниях? Это место, где на входе сдается оружие.
То есть ее задача поставить ему инъекцию, при которой воля должна быть подавлена - с точки зрения нанимателя и контролирующего ее шаги напарника. А что ей мешает подменить препарат для инъекции чисто для самозащиты? От напарников. Она же хочет помочь жертве...
Она еще не знает КТО.
К вам как только откроется дверь - вы будете на чеку. Верно? А как можно попасть в баре в комнату к другому человеку и не вызвать подозрений? Ошибиться. Причем ошибка должна выглядеть как можно убедительнее. Что для этого годится лучше, чем спектакль на тему разыгравшейся страсти?
На самом деле я хотела закончить сцену чуть по-другому. Элементарная нехватка времени даже на осмысление ситуации. Если бы я столько раз не меняла сюжет (а это требовало правок в уже написанном), если бы времени было чуточку больше!
Суть последней сцены вот в чем.
Напарник провожает ее наверх, он проникают в комнату, где ГГ должен увидеть нашу Лику. Он непременно должен задать ей вопросы, и наверняка захочет сделать один на один.
На это и сделана ставка.
С точки зрения Юрки (он же носит кличку Джим, вероятно, что то из прошлой жизни, которое Лика не должна была вспмнить, но она вспомнила, не зря же она говорит - дай Джим на счастье лапу мне) - он случайно встречает Лику. О да, она его узнала. Она обескуражена и растеряна. То есть - ее можно не бояться. Именно потому он не боится остаться с ней один на один.
Помните, она всю дорогу проваливается сама в музыку ее души - шум волн и крики китов. То есть, она усиленно тренируется противостоять... звуковому эффекту.
Там в баре она слышит музыку не в своей голове. Тот звук включен специально. Он должен сработать на процесс ее подчинения и исполнения определенного действия.
Она и вправду не ожидала увидеть именно ГГ в роли жертвы. Ну не успела она вспомнить все, чтобы вычислить ВСЕ ПЛАНЫ Доцента/профессора. В этот момент на нее накатывает ярость, желание убить.
В это же время подручный профессора и ее напарник задействует те самые звуки, реакцией на которые должна стать "инъекция на подчинения воли" ГГ. Именно поэтому желание смерти ГГ в отдаленном будущем не было ее целью в этот момент. Оно спонтанно. И она радуется, что всадила ему ее, когда как бы кинулась в объятия.
И тут она должна была сойти с ума.
Тот момент, когда сталкеры покидают комнатенку, была мысль, что это она запирает дверь, а услышав что-то непонятное, народ вламывается и видит, как девица гантелей превратила голову ГГ ...
Но! Где взять в ЧЗО гантели? Однако самая незаменимая там вещь, в какой бар ни зайди, в какую каморку ни сунься - гантели так и лежат. Конечно, Лику ждут. И я не смогда придумать ничего другого достаточно тяжелого, чтобы привести в негодность мозг.
Сталкеры, увидев, что девица просто так убила товарища, захотели бы ее убить? Почти наверняка. Отсюда фраза о законе Линча. А откуда у нее расчет о том, что в противном случае ее сдадут профессору? Он не столь сентиментален, чтобы задавать вопросы: за что и почему.
Ее напарник не дурак. Да, она обвела всех вокруг пальца.
Но!
Вспомним. Она обманула детектор лжи после того, как уже подвергалась зомбированию и процедурам электрошоковой терапии. На нее воздействовали звуками, которые раньше ее волю подчиняли. А сейчас пусть не до конца она смогла противостоять.
Догадались? Да конечно же, ее мозг тоже достоин изучения.
На самом деле это не все, что я прожила за те 1,5 часа во время написания дуэли. Это все усечено.
Кстати, когда я писала, мне было так жалко, что это всего лишь для дуэли за час. Но я нормально работаю с литературными кусками именно при форс-мажоре. Саму повесть, или полноценный рассказ не осилю.
Вернемся к заявленной теме - Структура произведения. Набрел на любопытное письмо Джорджа Мартина, в котором он в общих чератах рассказывал своему агенту сюжет будущей Песни Льда и Пламени.
Автор работал над совсем другой книгой, когда "вдруг у него в голове возник очень яркий образ самой первой главы Брана, где тот с отцом и братьями находит мертвую лютоволчицу. Мартин не раз говорил, что он из числа писателей-садовников: у него редко бывает продуманный план, он увлекается образом и следует за ним".
Собственно, выдержки из того письма.
Ты знаешь, что я не составляю план для романов, которые пишу, потому что теряю интерес, когда четко представляю, чем все закончится. У меня есть, однако, проработанные идеи и по общей композиции этой истории, и по судьбе многих главных героев этого произведения.
Эта мысль на самом деле не противоречит советам, которые дает Арина Жанжора. Просто расширяет рамки.
Еще цитата. Что планировалось, и сравнить с тем, что получилось.
За Узким морем Дейенерис Таргариен обнаружит, что женившийся на ней кхал дотракийцев Дрого не питает особого интереса к вторжению в Семь Королевств. Страшно разочарованный этим, ее брат Визерис перейдет черту, настаивая на своих требованиях, так что Дрого выйдет из себя и убьет этого претендента на престол, оставив Дейенерис последней в роду. Дейенерис выждет удобного момента и отомстит за брата, убив Дрого, после чего сбежит с верным другом в пустыню за Вейес Дотрак. Преследуемая кровными всадниками дотракийцев, она наткнется на тайник с драконьими яйцами. Вылупление(?) дракона поможет Дейенерис подчинить дотракийцев своей воле, и она приступит к планированию вторжения в Семь Королевств.
Как видим - разица велика.
А своеобразный климат этого мира (лето и зима длятся по несколько лет, от трех, до десяти, кошмар, а не климат) в том письме 1993 года даже не упомянут. Хотя именно ожидание зимы создает постоянное напряжение не слабее чем идущая в книге война.
И вернемся к разговору о плане произведения. Без жесткого плана больше вероятность того, что герои начнут "жить своей жизнью". Писать будет сложнее. Выше вероятность ошибиться в деталях. Но так интереснее работать автору. Лишь бы и читателю было интересно!
А с другой стороны отсутствие плана может сыграть дурную шутку. Вот написал автор те сцены, которые, собственно и просились на бумагу, как правило это кульминационные сцены, а что дальше не знает. И как сказать не знает. Завязнуть можно.
Добавим еще несколько слов о писательском мастерстве. Точнее - сошлемся на авторитеты.
Эрнест Хемингуэй, очерк "Маэстро задает вопросы" http://royallib.com/read/heminguey_ernest/rasskazi_i_ocherki_raznih_let.html#307615
А это уже художественный фильм. "Третий акт". История писателя, впавшего в депрессию. Да еще и ходить не может. А тут девочка-соседка завела разговоры в том же духе - как стать писателем. Эпизоды, в которых Морган Фримен общается с этой девочкой тоже могут кое-чему научить. http://baskino.com/films/dramy/9807-tretiy-akt.html
Азы Писательства. (1)
1 - если можешь исчерпывающе описать ситуацию в трех словах, выкинь остальные пять.
2 - если видишь тавтологию или повтор, вначале убедись, что синоним не утяжеляет предложение. Если это так, лучше переформулировать мысль, чем загромождать текст.
3 - если не уверен в значении слова, погугли. Иногда узнаешь удивительное.
4 - если ты маешься, не желая приступать к "скучному" куску текста, попытайся понять, почему он тебе скучен, и найди "изюминку", которая его оживит. Не пиши его единственно ради того, чтобы заполнить дыру. Она все равно останется дырой, только с буковками. Каждое описание природы, погоды и трапезы должно играть на сюжет (задать настроение, провести аллегорию и пр).
5 - не бойся глагола "было" пару раз на страницу. Без разницы, что там говорят эстеты. Среднему читателю важнее читабельность, а не авторские выкрутасы в попытках избавиться от этого несчастного слова. Иногда читаю и прямо вижу, как автор плакал, но давил его в попытке выглядеть профессионалом.
6 - два слова подряд на одну букву нормальны и допустимы, три - если нет других вариантов. Три слова подряд, начинающиеся с одной приставки, допустимы только если это явный художественный прием, а не случайность.
7 - куда больше раздражает постоянно повторяющийся глагол "сказал" в диалоге. Лучше напиши, что герой при этом делал.
К азам писательства, уважаемый Пепел, я бы добавил еще и авторский стиль. Вся изюминка произведений в их разнообразии. Мне нравиться стиль КостиСемена, твой. Но они же такие разные!!! (не тематика, а стил изложения). Вот за что вы и заслуживаете на уважение.
я читала потрясающий фантастический рассказ.
Сюжет простой. У парня во время терракта погибла девушка. Он потратив всю свою жизнь и все свои знания, ради того, чтобы вернуться обратно в этот момент. Он засел со снайперской винтовкой ловя террористов. И одного из них уничтожил до того, как тот кинул бомбу. Но он точно знал, что террористов было двое. И только когда его стали убивать, он понял, что сам, своим выстрелом убил свою девушку. Если бы он не стрелял, террорист бросил бы бомбу дальше...
А вторым террористом был он.
Найду рассказ, напишу название и очень рекомендую.
Когда он стрельнул в первый раз бомба взорвалась в толпе и убила его невесту.
Стиль...
Я подслеповатый в этом вопросе, но самое яркое все же вижу, так что рискну сказать несколько слов.
Анатолий, которого мы знаем под ником Пепел, всегда отличался умением хорошо подать финал, причем часто ухитрялся сделать его неожиданным. Думаю, что это можно назвать особенностью авторского стиля.
Андрей Круз в своих книгах всегда уделяет много внимания ТТХ, в первую очередь ТТХ стрелкового оружия. Выраженная авторская фишка. Кстати, это неудивительно - он ведь не просто любитель пострелять, он совладелец стрелкового клуба. Хотя эта черта иногда кажется излишней, чуть ли не назойливой. Особенно в мире Великой реки, там ведь магический мир.
Виктор Точинов, в книге "Великая степь", практически каждую главу, каждый раздел главы, завершает короткой фразой. Два слова, иногда даже одно. Получается либо итог того, что уже сказано, либо толчок, шаг к тому, что ждет впереди. Пара цитат из этой книги: "Гость солгал. Уход его был запланирован заметным, и даже весьма эффектным. И — кровавым".
"..Потом добавилась пальба одиночными — беспорядочная. Грохнула ручная граната.Путч начался".
И одна цитата, и другая - это слова, завершающие главы.
Оксана Забужко прославилась книгой "Полевые исследования украинского секса". Там тоже интересная особенность - длинные предложения. Очень длинные. Сложные, сложно-сочиненные, сложно-подчиненные, все в одну кучу, все через запятую, с причастными и деепричастными, все подряд и конца не видно. Одно предложение вполне может занимать более страницы.
Да, читать это бывает сложновато, но в конце концов возникает интересное чувство - начинает казаться, что она очень торопится рассказать эту историю любви, так торопится, что не дает себе передохнуть, хочет выговориться и поделиться. Это создает особую атмосферу.
Смеху ради скажу и о самом себе. Когда героиня "Имени главного бога" уже была на Янтаре, я вдруг обнаружил... Прямо Америку открыл (через форточку) - рассказ-то идет в настоящем времени! Не "я вошла", "я укрылась", а "я вхожу", "я укрываюсь".
Наверное, я могу претендовать на то, что у меня "репортажный" стиль. Хотя тут, скорее, уже не мне судить.
Наш канал в телеграмме - Подписывайся!!! - t.me/stalkeruz_com
Наш чат в телеграмме - Велкам!!! - t.me/joinchat/AhAXYUa0wa1dXbp760kauA